Ответственность туроператора: кто ответит за испорченный отпуск?
С 2006 года существует обязанность туристических компаний страховать свою ответственность перед клиентами. С этого времени отменено лицензирование туристической деятельности, а защиту интересов туристов возложили на страховые компании и банки. Вместо лицензии каждая турфирма должна иметь финансовые гарантии для покрытия ущерба, причиненного клиенту низким качеством услуги.
Большинство туристических организаций из двух возможных вариантов выбрало страховую защиту. Наличие договора страхования на требуемую сумму подтверждается сертификатом, размещаемым в каждом офисе компании в поле зрения клиента. Поэтому, выбирая организатора своей поездки, убедитесь в наличии такого сертификата и договора страхования.
В зависимости от направлений деятельности туристическая компания должна страховать свою ответственность на сумму 500 000 рублей – при организации отдыха на территории России, и 5 000 000 рублей - при организации заграничного отдыха.
Ответственность туристической фирмы наступает при существенных нарушениях условий договора, оплаченного клиентом. Согласно правилам страхования существенным нарушением условий договора о реализации туристического продукта признается нарушение, которое влечет для туриста и (или) заказчика такой ущерб, что он в значительной степени лишается того, на что был вправе рассчитывать при заключении договора.
К существенным нарушениям Страхователем договора о реализации туристического продукта относятся:
1. Неисполнение обязательств по оказанию туристу оплаченных услуг по перевозке и (или) размещению.
2. Наличие в туристическом продукте существенных недостатков, включая существенные нарушения требований законодательства к качеству и безопасности туруслуг, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после их устранения.
Для оформления обоснованной претензии необходимо собрать подтверждающие документы и свидетельства очевидцев. Для этого на месте отдыха следует совместно с представителями принимающей стороны оформить акты разногласий, фиксирующие Ваши проблемы, заручится поддержкой соседей по отелю, записав их контакты для последующего общения, сделать фото- и видеозаписи нарушений, а также собрать все платежные документы, подтверждающие Ваши расходы.
По окончании поездки можно обращаться в офис турфирмы и заявлять претензию. Для письменного оформления всех документов Вам придется еще навестить Страховщика Вашего туроперотора, а если все стороны не придут к согласию в досудебном порядке, то еще и походить в суд.
Основным документом, который позволяет получить денежную компенсацию является вступившее в силу решение суда об ответственности туроператора за Ваш испорченный отпуск. Все расходы оплачиваются только в пределах указанной страховой суммы с учетом всего количества пострадавших.
При этом Страховщиком не возмещаются:
1. Причитающиеся туристу штрафы, пени, неустойки, а также проценты за пользование чужими денежными средствами и т.п. платежи.
2. Упущенная выгода и моральный вред. Выплата страхового возмещения по Договору страхования не лишает туриста права требовать от туроператора возмещения упущенной выгоды и (или) морального вреда в соответствии с гражданским законодательством РФ.
3. Ущерб, причиненный разглашением охраняемой законом тайны или любой другой конфиденциальной информации.
4. Расходы, связанные с неявкой, опозданием и (или) незаселением по вине туриста, утерей документов, необходимых для осуществления поездки и отдыха (кроме случаев хищения).
5. Расходы, связанные с отменой поездки по независящим от туриста и туроператора обстоятельствам (болезнь туриста, неполучение визы, несоблюдение консульствами сроков оформления виз и др.).
6. Расходы, связанные с отменой (переносом) поездки по инициативе туриста, и не обусловленные неисполнением или ненадлежащим исполнением туроператором обязательств по договору о реализации туристического продукта.
7. Расходы, связанные с улучшением условий проживания или проезда, предпринятые туристом по собственной инициативе и не согласованные с турорганизацией или принимающей стороной.
Случай не признается страховым, если договор между туроператором и туристом будет признан недействительным в соответствии с законодательством Российской Федерации. За время действия данного порядка урегулирования споров между организаторами отдыха и туристами страховыми компаниями произведены многочисленные выплаты, однако не меньшее количество получило отказы.
Многие вопросы еще требуют урегулирования и уточнения через внесение изменений в условия страхования и формирование блока судебной практики в этой сфере. До сих пор не ясно кто должен нести ответственность, если окончание отпуска было испорчено многочасовым пребыванием в залах ожидания аэропортов по причине задержки рейсов: авиакомпания, осуществляющая перевозку, или туроператор, включивший услуги этого перевозчика в турпакет.
Источник: www.o-strahovanie.ru
|