Удар в спину: новое в страховании ответственности туроператоров
С 11 июля вступили в силу изменения Федерального закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", которые коснулись щекотливого вопроса финансовых гарантиях. В разгар туристического сезона участникам туристического рынка предложено в течение 60 дней пересмотреть свои обязательства перед клиентами. Введенные изменения установили дополнительную классификацию лимитов ответственности в зависимости от направлений деятельности и объемов предоставляемых услуг.
Международный туризм разделен на две категории: въездной и выездной туризм. Ответственность за ненадлежащее выполнение договора перед иностранными гражданами, въехавшими на территорию России, законодатель оценил в 10 миллионов рублей, а качество услуг перед нашими туристами, отправляющимися за рубеж, должно быть застраховано на минимальную сумму от 30 до 100 миллионов рублей в зависимости от годового оборота туроператора:
- 30 миллионов рублей при объеме проданных туров не более 100 миллионов рублей;
- 60 миллионов рублей при объеме проданных туров не более 300 миллионов рублей;
- 100 миллионов рублей при объеме проданных туров более 300 миллионов рублей.
И лишь для внутреннего туризма законодательно установленный объем ответственности сохранился на уровне 500 тысяч рублей.
Для организаций, осуществляющих работу в нескольких направлениях действует принцип поглощения меньшего объема большим.
Однако масса проблем так и осталась нерешенными.
В первую очередь это тарифы. На внесение изменений в действующие договоры страхования (а большинство туроператоров выбрали именно этот тип обеспечения финансовых гарантий) участникам туристического рынка дали всего 60 дней, а новых тарифных ставок еще не озвучили. Действующий ныне минимальный тариф для международного туризма, с которым собственно все и работали, составлял 0,96%, в то время как рекомендуемый ФССН в официально утвержденных ставках фиксирован на уровне 2,4025%. Даже при лимите в 5 млн. рублей ни один договор не был заключен с такой ставкой, все страховщики воспользовались возможностью применения понижающего коэффициента 0,4 и снижали тариф до минимума. Однако при существенном увеличении лимитов ответственности этот минимальный тариф становится совершенно неподъемным.
По оценкам экспертов в соответствии с введенной градацией страховых сумм, страховые тарифы снизятся до 0,8% для 30 млн. рублей, 0,7-0,6% - для 60 млн. рублей и минимальный тариф 0,5% для 300 млн. рублей, а для 10 млн. и 500 тысяч тарифы останутся неизменны: 0,96% и 0,82% соответственно.
Даже несмотря на эти предполагаемые снижения тарифов основной массе туроператоров, работающих по международному туризму, а их все-таки больше, чем тех, кто организует только внутренний и въездной туризм, придется существенно доплатить, чтобы соответствовать новым требованиям.
При этом во внесенных изменениях туристическое и страховое сообщество не увидело вожделенных пунктов о качественном улучшении закона, которые бы разрешили спорные моменты уже имеющиеся в практике.
Увеличение страховой суммы, увы, опять не соотнесено с лимитами ответственности на один страховой случай или на одного пострадавшего. Получается, что по отдельным и единичным претензиям страховые компании в рамках страховой суммы в 30 млн. обязаны компенсировать ущерб по максимуму. Но если произойдет катастрофический убыток и страховой суммы не хватит на покрытие всех претензий, то выплаты всем пострадавшим будут производиться пропорционально, либо по принципу «кто успел, тот и съел». Закон не дает четких рекомендаций по этому поводу, хотя прецеденты с такой проблемой уже встретились в практике.
Некоторые страховые компании в конкретных договорах страхования туроператоров все-таки прописывают ограничения по выплате на одного пострадавшего, однако эти пункты всегда могут быть обжалованы пострадавшими в суде, и скорее всего, суд встанет на их сторону.
Другой скользкий момент, беспокоящий турсообщество, это страхование ответственности турагентов, а вернее его отсутствие. Ошибки в организации тура могут быть допущены и туристическим агентом, а стало быть, и претензии могут возникнуть как у покупателя туристических услуг, так и у поставщика.
Но больше турагентов пугает ситуация, когда туроператор не справится со своей ответственностью или еще хуже покинет рынок по причине банкротства, а страховой суммы не хватит на все пострадавших, и вот тогда гнев разочарованных туристов обратится на них.
В этом свете многие компании, занимающиеся агентской деятельностью, обращаются к страховщикам за страхованием своей ответственности в рамках добровольного страхования ответственности за качество услуг и ненадлежащее выполнение условий договора.
При отсутствии качественного изменения законодательства подобное увеличение страховых сумм и соответственно страховых премий в высокий туристический сезон в середине лета, когда максимум средств вложено в оборот, выглядят как удар в спину.
Источник: www.o-strahovanie.ru
|