Операция «Антитеррор»
После трагических событий в США в сентябре 2001 года по миру прокатилась волна миллиардных страховых выплат. Страховые компании США и Европы, а также мировые перестраховочные компании вздрогнули под ударом катастрофических убытков.
Серьезность угрозы для финансовой стабильности страховой системы не вызывала сомнений. Реакция мирового страхового сообщества была молниеносной – уже в октябре-ноябре 2001 года практически во всех условиях страхования террористический акт как одно из проявлений противоправных действий третьих лиц оговаривался отдельно. И оговаривался как исключение из страхового покрытия.
Однако это не значило, что страховщики навсегда зареклись иметь дело с таким катастрофическим риском. Просто стало понятно, что данный риск требует особого подхода к формированию страховых резервов и ни одна страховая компания не в состоянии самостоятельно сформировать такой резерв, и уж конечно она не должна ставить под угрозу выполнение своих обязательств по другим договорам и рискам, принимая на себя единоличную ответственность по террористическому страхованию.
Следствием этого стала волна создания антитеррористических страховых пулов во всем мире. Антитеррористическая страховая программа каждой страны имеет свои особенности формирования, но главная мысль остается единой. Объединенными усилиями страховщиков создается консолидированный резерв для покрытия убытков. Если же сумма убытков превысит финансовые возможности объединения, к процессу компенсации подключается государство. Механизмы создания и лимиты ответственности антитеррористических пулов были также разные.
Например, в США Акт об антитеррористическом страховании (Terrorism Risk Insurance Act – TRIA) обрел свою легитимность с момента подписания конгрессом США в ноябре 2002 года и подписания Президентом Д. Бушем. Разработанная система предполагала максимальное страховое покрытие до 100 миллиардов долларов в масштабах экономики, и львиная доля ответственности ложилась на государство. Оно же получало до 90% страховых премий. При этом ответственность национальных страховщиков и соответственно их доля в полученных страховых премиях пошагово увеличивалась с увеличением сроков действия Акта. Начав с 7% в 2001 году, она выросла до 15% в 2005, и сейчас составляет около 40%. Т.е. государство предусмотрело плавающий лимит ответственности страховой отрасли, а планомерный рост от минимальных сумм помог в те годы и без того нагруженным выплатами страховщикам.
Германская программа Extremus, созданная под эгидой Правительства и Немецкой Ассоциации Страхования, установила фиксированный лимит ответственности национальных страховщиков, вошедших в пул, на уровне 1,5 миллиардов евро, убытки до 2 млрд. евро должны компенсировать международные перестраховочные компании, привлеченные в проект, а убытки до 10 млрд. евро ложатся на государство.
Отличительной особенностью французской системы GAREAT стало неограниченное страховое покрытие, гарантированное государством. При этом государство получало лишь 10% премий, собранных пулом. А разделенные на 3 категории страховые компании должны компенсировать убытки соответственно уровню участия: 1 уровень – до 400 млн. евро, 2 уровень – до 1, 65 млрд. евро, и 3 уровень - до 2 млрд. евро.
Российская Федерация не стала исключением из этих процессов и в декабре 2001 г. был учрежден Российский Антитеррористический страховой пул (РАТСП). В отличие от западных коллег, российские страховщики объединились без участия государства. Первыми членами пула стали 6 страховщиков. В 2002 к ним присоединились еще 9 компаний. Сегодня в профессиональное объединение входят 30 страховщиков и совокупная емкость страхового резерва составляет более 1,5 млрд. рублей (или около 50 млн. долларов) по каждому договору страхования от риска терроризм. При этом страховщикам уже несколько раз пришлось производить выплаты, компенсируя ущерб после терактов. В частности, теракт у гостиницы «Националь» и взрыв у посольства в Малайзии, где пул защищал интересы России за рубежом.
РАТСП является открытой организацией и любой страховщик, удовлетворяющий по показателям финансовой стабильности, может присоединиться к пулу, чтобы предлагать своим клиентам антитеррористическое страхование.
Пока среди клиентов больше государственных учреждений и крупных корпораций, хотя даже отдельные физические лица могут приобрести полис на случай теракта.
Источник: www.o-strahovanie.ru
|