«Второе ОСАГО»: затяжной проект
После запуска ОСАГО в 2003 году, на высшем уровне в государстве активно заговорили о новой политике в сфере страхования. Тогда, предложения ввести обязательное страхование и там и тут, сыпались, словно из рога изобилия. Население пугали обязательным огневым страхованием недвижимости, предприятия – обязательным страхованием сотрудников от производственных травм. Но первый законопроект, внесенный в ГосДуму в 2005 году и получивший символичное название «второе ОСАГО», коснулся изменений уже существующей обязанности страховать ответственность опасных производственных объектов (ОПО) и гидротехнических сооружений (ГТС).
Слов нет, нужный и важный закон. Он должен был стать заменой двух Законов о безопасности ОПО и ГТС, и привести в соответствие страховые суммы и размеры потенциальных убытков, причиненных населению, предприятиям и окружающей среде в результате аварии. Учитывая, что на территории России находится более 300 тысяч ОПО и ГТС в населенных пунктах от крупных мегаполисов до провинциальных городов и даже в непроходимой тайге, площадь повреждений при серьезной аварии может достигать десятков квадратных километров, а загрязнения окружающей среды могут под влиянием природных факторов распространяться и на большие территории, с переходом государственных границ.
Близость промышленных производств к жилым массивам ставит под угрозу жизнь и здоровье, имущество и привычный уклад жизни более 100 миллионов человек, т.е. больше 70% населения России живут в зоне риска и в случае катастрофы на опасном объекте будут нуждаться в компенсации ущерба.
Взгляд на проблему с подобной точки зрения приводит к очевидному выводу, что существующая на настоящий момент максимальная страховая сумма по страхованию ответственности ОПО в 7 миллионов рублей по одному объекту давно не отражает реалий современного мира. А ведь есть и меньшие суммы ответственности.
В ожидании скорых изменений, Страховщики начали вступать в Национальный Союз Страховщиков Ответственности для создания единого пула, понимая, что закон в разы увеличит лимиты ответственности и без создания объединенного резерва не обойтись. И действительно, Законопроект, прошедший первое чтение в качестве минимальной страховой суммы указал сумму в 14 миллионов 800 тысяч рублей, а максимальная сумма поднялась до 1 миллиарда 700 миллионов рублей. В зависимости от группы опасности, присвоенной опасному объекту, собственник или эксплуатирующая организация должна ежегодно выкладывать существенную сумму для оплаты страхового покрытия. В результате потенциал сборов по стране оценивался более чем в 25 миллиардов рублей ежегодно. Учитывая, что вероятность убытков намного меньше, чем, скажем в автостраховании, такие цифры вызвали бурю возмущения у потенциальных страхователей.
Возможно, именно лоббированием интересов промышленников объясняется затягивание процесса принятия этого закона. С другой стороны, Страховщики, заинтересованные в продвижении этого проекта сами увязли в спорах о классификации объектов. Торг между страховщиками и промышленниками о цифрах тарифов продолжается уже насколько лет и пока, видимо не имеет успеха. Промышленность не готова платить миллионные премии даже в обмен на возможность включения их в состав производственных расходов (для справки: сейчас премии по страхованию ОПО и ГТС согласно НК РФ и пояснениям ФНС платятся из прибыли, а в случае принятия закона об обязательном страховании эти расходы уменьшают налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, также как платежи по ОСАГО).
Страховщики в свою очередь, не хотят принимать на себя риски по минимальным ставкам, ведь износ основных производственных фондов в большинстве отраслей промышленности и сфере жизнеобеспечения достигает 70%, а на взрывоопасных объектах и промысловых трубопроводах степень износа основных фондов достигает 80%. И с каждым годом ситуация становится критичней, поэтому риск и потенциальный ущерб растет. В случае крупной аварии или катастрофы финансовую нагрузку может не выдержать даже созданный общероссийский пул. Придут ли стороны к консенсусу или Закон все-таки будет принят, но под влиянием уже произошедшей аварии на основании строгой директивы Президента РФ пока не ясно.
Источник: www.o-strahovanie.ru
|